Союз Плотников
искать по сайту vseplotniki.ru
 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти
  Регистрация




  • Ачинск
       Красноярский край 
  • Бийск
       Алтай 
  • Воздвиженское
        Московская обл.
  • Ведлозеро
         Карелия 
  • Великий Устюг
         Вологодская обл. 
  • Владимир  
  • Вологда 
  • Звенигород
      Москва 
  • Зеленоград
      Москва 
  • Казань 
  • Кольчугино
       Владимирская обл. 
  • Курск 
  • Молодечно
        Беларусь  
  • Москва 
  • Нижний Новгород 
  • Новороссийск 
  • Омск 
  • Опочка
         Псковская обл 
  • Санкт-Петербург 
  • Сокольское
         Нижегородская обл.
  • Тверь 
  • Томск
  • Фризойт
            Германия 
  • Челябинск


Яндекс.Метрика


Внимание! На форуме размещение фото ограничено 500Kb для каждой фотографии!


Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Сказки о зимнем лесе, Зимний лес: мифы и реальность.
 
Особое качество «зимнего леса» применительно к загородному деревянному строительству — конечно, не миф. Правда, множество источников свидетельствует: в разных местах и у разных народов время заготовки леса было разным. Где-то лес рубили зимой, где-то летом и осенью, а кое-где даже весной — с первыми листочками! — что, конечно, следует признать антигуманным.

В России лес рубили зимой и по той простой причине, что в остальное время делать это было попросту некогда (вспомним цикл сельскохозяйственных работ, помноженный на принудиловку-барщину). Хотя, скорее всего, «зимний» лес (в котором на время «замерло» сокодвижение) при условии правильной сушки и обработки действительно получается более качественным. Но в нынешней публикации ЕСТП Блог расскажет и о других, «нетрадиционных» мотивах, поровну связанных и с природой, и с мифологией. Для тех, кто планирует строить рубленый дом, это может показаться интересным: ведь «ручная рубка» сама по себе — довольно эзотерическое занятие.
.

На Руси (равно как и у давних соседей — финно-угорских и уральских племен) издавна считалось, что дом из «неправильных» бревен мог принести владельцу несчастье. Для выбора деревьев в лесу или же для осмотра уже спиленных стволов приглашались знающие люди, старики-плотники, а то и колдуны.

В деревнях пересказывали «страшилки» о том, как некто не послушался колдуна и использовал при строительстве «опасное бревно» — и дом его сгорел. По поверьям народа коми, например, дерево для обязательно должно быть «живым»: это называлось «ловъя пуу», по-русски — «дерево с душой». «Неправильными», например, считались деревья, у которых слои древесины завиваются против солнца (почему — непонятно). Непригодными считались и деревья, у которых на коре были наросты и наплывы, окружающие ствол в виде обруча (это и действительно неудобно); такие, у которых сучья растут вдоль ствола, а на стволе при этом возле сучка имеется ложбинка; нехорошими были и деревья с двумя вершинами («с двумя сердцами») — ну, и так далее.

«Живые деревья» плотники-коми рубили — внимание! — в июне, когда деревья были еще в соку, а иногда осенью, после основной работы в полях. При этом не каждый день считался пригодным для начала заготовки. Применяли даже пробную рубку: из предварительно отобранных деревьев срубалось всего три, и по ним сведущие люди определяли, можно ли вообще начинать стройку. Плохих примет было множество: если хотя бы у одного дерева при падении отламывалась вершина, особенно, если она при этом падала на дерево по направлению к комлю, стройка откладывалась на следующий год… Интересна и другая традиция коми-пермяков, более похожая на правду: было принято приурочивать рубку к фазе убывающей луны. Считалось, что в этом случае бревна будут меньше трескаться.

На Урале лес тоже заготавливали весной. Во-первых, в это время легко отслаивается кора, во-вторых, сок предохранял от раскалывания, в-третьих, весной древесина становится твердой, «как зуб мамонта» (уральцы явно знали, о чем говорили). При этом старые плотники снимали весеннюю кору с такой ловкостью, что на бревне сохранялся луб, и от этого строевой лес дольше сопротивлялся гниению. Речь, вероятно, шла о сосне. Хотя сегодня бревна хвойных пород часто специально оставляют окоренными.

В иных районах Сибири на рубку леса для постройки ехали только молодые парни, впрочем, старшие напутствовали их и давали ценные указания. Так, запрещалось брать скрипучие деревья, деревья с явными дефектами и дуплами (что вполне объяснимо); отвергались также деревья, не упавшие при рубке на землю, а запутавшиеся в ветвях других деревьев — это было в чистом виде дурной приметой. Не рубили деревья, пораженные молнией или упавшие во время бури (как «меченные»). Побаивались рубить лес в тех местах, где коренные сибирские народы проводили свои обряды.

Были и более понятные, дельные советы. Например, после рубки и ошкуровки лес тщательно укладывали в штабели так, чтобы каждый слой хорошо проветривался. Каждый ряд укладывался перпендикулярно предыдущему. Срезы желательно было замазывать известью или глиной. В этом случае сушка и отток смолы шли не через срезы, а равномерно через ствол, что, кстати, придавало древесине красивый красноватый цвет (сравним привычку финнов окрашивать свои срубы красной глиной, разведенной на льняном масле).

Сибиряки также присматривались к фазам луны. Рекомендовалось рубить лес в полнолуние: считалось, что если это сделать раньше, то бревна будут отсыревать, а позже — трескаться. Допускалась заготовка леса на старый месяц. В старинной книге под названием «Назиратель» прямо указывалось: «Дерево для построения дома нужно срубить в ноябре-декабре или чуть позже, да лучше на ущербе месяца, потому что об эту пору по морозу выходят из дерева всякие смолы и лишние соки, особенно из-за стылого воздуха, который стужей своей изгоняет из дерева свойственное ему тепло до самого корня и даже в земную глубь, молодой же месяц умножает всякую влагу, а на ущербе ее убавляет». Интересно, что «Назиратель» представляет собой перевод латинской книги сочинения Петра Кресценция, написанного около 1305 г. на основе еще более древних источников.

Однако в разных районах Сибири были приняты взаимоисключающие традиции. Кое-где считалось, что лес надо рубить на полный или молодой месяц, а не в период фазы убывания Луны… так, в предгорных районах Алтая лучшим временем заготовки леса называют весну, когда «деревья в соку», потому что в соку лес крепче всегда, а осенью он «дряблый» — или все-таки зимой. Аргумент в обоих случаях был самым простым: «так делали всегда».

А вот некоторые народы Северного Кавказа (из тех, кто всерьез занимался деревянным строительством) рубили лес ранней весной или поздней осенью — до начала сокодвижения или как только оно прекращалось. Ни зимой, ни летом заготовку леса никоим образом не производили. Рубке леса карачаевцы и балкарцы, как и многие другие, приписывали магическую значимость: дерево считалось живым существом, поэтому и убивали его спящим; иначе рубщика могли покарать духи леса («агъач киши»). Почему же не рубили лес зимой? Это попросту было тяжело: лес обычно рос на крутых склонах.



Так или иначе, время рубки действительно влияет на качество деревянного строения. В одном российском журнале в 1867 году опубликовали буквально следующее исследование: «…срубленные четырех одинаковых лет, с одного места и грунта сосновые деревья в течение декабря, января, февраля и марта по выделке из них четырех потолочных балок показали по нагрузке их тяжестью, что дерево, срубленное в январе на 12, в феврале на 20, в марте на 30 выдержало менее тяжести, чем срубленное в декабре. Из двух сосен одного места и одних лет, зарытых в сыром грунте, по прошествии восьми лет, сосна, срубленная в феврале, была совершенно проникнута гнилостью, между тем, срубленная в декабре, после 16-ти лет лежания в том же сыром грунте, оказалась еще вполне здоровой… В той же степени время рубки дерева имеет влияние на проницаемость его водою или другими жидкостями, а поэтому для бочек и других вододержащих сосудов должно выбирать дерево декабрьской рубки»…

«Истинно российские», а также ранние советские традиции заготовки леса ЕСТП Блог обещает осветить в следующих публикациях.

Материал для статьи используется с разрешения владельцев, источник http://estp-blog.ru/rubrics/rid-18939/
 
Всё здорово,про крестьян и время заготовки особенно правильно,согласно исследований,как ни странно влажность зимнего леса  почти на 30 процентов больше летнего.Да и такой фактор облегчает работу плотника с зимним лесом,как его чистота,зимой во время трелёвки лес не пачкается в земле и песке,его легче вывозить с делянки и обрабатывать.
 
А....я балдею, Ося, у Вас просто академические знания, у меня старший брат крестьянин,ему летом вдохнуть некогда, а не  то, чтоб с лесом играться....
 
Много споров на эту тему - зимний/летний лес. И однозначного мнения нет до сих пор. Связано, скорее всего, и с географическим расположением, с укладом жизни, с опытом при заготовке и производстве и т.д.... У кого-то есть техника и дороги в лесу - они круглый год пилят, а кто-то "пешком с топором" в лес ходит - тут хорошо, чтобы ни дождя, ни грязи не было, а это, в основном, зимой. Если рассматривать с точки зрения остановки сокодвижения в стволе дерева, то, на мой взгляд, зима в этом случае должна быть достаточно суровой, морозной - тогда есть смысл говорить про зимний лес. А так как сейчас у нас, что в Пскове, что в Петербурге, что в Архангельске за последние несколько лет нет ни нормального лета, ни нормальной зимы - как-будто климат изменился - и зимой, и летом дождь идет, то не приходится говорить о полноценном зимнем лесе. Вряд ли деревья "засыпают", когда у нас на календаре 1 декабря, а за окном +5. :-)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)