Союз Плотников
искать по сайту vseplotniki.ru
 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти
  Регистрация




  • Ачинск
       Красноярский край 
  • Бийск
       Алтай 
  • Воздвиженское
        Московская обл.
  • Ведлозеро
         Карелия 
  • Великий Устюг
         Вологодская обл. 
  • Владимир  
  • Вологда 
  • Звенигород
      Москва 
  • Зеленоград
      Москва 
  • Казань 
  • Кольчугино
       Владимирская обл. 
  • Курск 
  • Молодечно
        Беларусь  
  • Москва 
  • Нижний Новгород 
  • Новороссийск 
  • Омск 
  • Опочка
         Псковская обл 
  • Санкт-Петербург 
  • Сокольское
         Нижегородская обл.
  • Тверь 
  • Томск
  • Фризойт
            Германия 
  • Челябинск



Яндекс.Метрика

Зимняя изба


Внимание! На форуме размещение фото ограничено 500Kb для каждой фотографии! 



Страницы: Пред. 1 2 3 След.
RSS
Зимняя изба, Однокамерное срубное тёплое помещение: как было в прошлом, и каким должно быть теперь при следовании традиции.
 
Цитата
Владимир Анфимов пишет:
По плану избы. Крутил, вертел печь по избе при малом объеме пространства, кроме первого варианта ни чего стоящего не выходит.Получился такой вариант. Перенос косяка двери на левую часть ( смотрим от лица), печь остается где и стояла, только повернём к стене ( Карельский вариант). Это будет современный бабий угол и сделать там одно окно ( где дверь была). Вот такие мысли.
Владимир, могли бы изобразить для наглядности?
 
Цитата
Павел Притуп пишет:
Из чего кровля (на фото не видно)? Кроме традиционной тесовой кровли, что бы вы применили к современному-традиционному дому?
Тесовая, под ней современная рулонная гидроизоляция в два слоя. На двух-трёх объектах по желанию заказчика был сделан гонт. На одном объекте - плоская керамическая черепица, напоминающая дрань. При пологой крыше допустима даже мягкая кровля, поскольку почти не видна. Было желание попробовать плоский шифер, как-нибудь "в шахмат". Сланец не пробовали, любопытно, что получится. Дёрн можно прекрасно сочетать с курицами: полагаю, что курицы могли возникнуть именно в сочетании с дёрном, т.к. требуется удерживать с края кровли ограничивающую плаху. А тёс в отдельных случаях можно и нужно гнуть...
Цитата
Павел Притуп пишет:
Второй этаж полный или "мансардный"? Как утеплен сверху?
Второй этаж - полноценный, но потолок ниже. По потолочным плахам - засыпка, думаю. Не слазил. Делалось уже без нас.
Цитата
Павел Притуп пишет:
Галдарея - из какого региона она происходит? Ее практическое назначение, традиционно?
Мы встречали на Пинеге, нужна чтобы закрывать ставни. Ставнями, видимо, пользовались постоянно, например во время продолжительных метелей.
Цитата
Павел Притуп пишет:
Насколько можно играть с уровнем пола относительно уровня фундамента/цоколя?
Поясните вопрос.
Цитата
Павел Притуп пишет:
Что поменяется в облике дома, если пол поставить на фундамент?
Окна приблизятся к земле. Для дома, подобного этому, не солидно. Будет не то ощущение изнутри, не тот обзор. А для бани - даже здорово, она должна пластаться по земле.
Цитата
Павел Притуп пишет:
Планируют ли хозяева покрывать доски пола чем-либо?
Не обсуждали, думаю нет. Кстати, это не доски, а плахи, и на первом, и на втором этаже. И на мосту...
 
Рассказ хозяйки дома: http://концептуал.рф/v-takih-domah-dolzhny-zhit-russkie

Загрузка плеера
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
Цитата
Владимир Анфимов пишет:
По плану избы. Крутил, вертел печь по избе при малом объеме пространства, кроме первого варианта ни чего стоящего не выходит.Получился такой вариант. Перенос косяка двери на левую часть ( смотрим от лица), печь остается где и стояла, только повернём к стене ( Карельский вариант). Это будет современный бабий угол и сделать там одно окно ( где дверь была). Вот такие мысли.
Владимир, могли бы изобразить для наглядности?
 
Поскольку сени примыкают к избе сзади, - то изображённый Вами вариант в обычных избах не встречается. Однако у зимних изб есть то преимущество, что они могут пристраиваться к уже имеющемуся дому практически с любого удобного края, а посему Ваша планировка вполне допустима.
Однако, надо понимать, что в этом случае в красном углу только одно окно.
Кроме того, вопрос: зачем добиваться непременно центрального расположения входной двери?
Изменено: Дмитрий Соколов - 17.02.2014 17:58:41
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
Естественно, в современном понимании традиционные куты служат: бабий - кухней; красный - столовой; гостевой (если печь смотрит "по-русски" ;) - гостиной с телевизором (?)
А сан. узел должен быть предусмотрен, или он будет находиться в другой части дома? Какого размера (в плане) предусмотрена печь для данного объёма?
 
Мы проектируем не дом, в котором всегда найдётся место для с/у, мы проектируем зимнюю избу - главную жилую часть дома, предназначенную в первую очередь для зимнего проживания. Наша печь пока показана условно, её размеры 2х1,5 м. А с лежанкой-припечком - 2х2 м.
Изменено: Дмитрий Соколов - 17.02.2014 17:49:33
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
для зимнего проживания
Так как современного человека сложно заставить бегать в туалет в ведро со снегом стоящим в сенях, то место сан. узлу в данном отапливаемом объёме быть (унитаз + умывальник).
 
Я совершенно не утверждаю, что другие части дома буду обязательно холодными. Скорее всего в доме будет вторая система отопления, и тепло будет всюду. Но вставлять с/у в объём зимней избы считаю возможным только в самом нетипичном крайнем случае. Всё же предлагаю пока вовсе забыть про тёплый с/у, как про элемент современного быта, не имеющего прямого отношения к нашей теме.
У нас ещё остаётся немало необсуждённого.
Итак, в нашей зимней избе должно быть обеспечено: приготовление пищи, застолье, отдых и общение в гостевой зоне(куте), ночной сон на полатях. М.б. - какие-то ещё функции? Или какие-то соображения по обеспечению этих, указанных?
Затем вопросы, связанные с высотными отметками: порог, притолока, подоконки, верх окон, шесток печи, лавки, стол обеденный, стол кухонный, полки-воронцы, дополнительные полки под воронцами - полавочники, полати, потолок, матицы...
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
Поскольку сени примыкают к избе сзади, - то изображённый Вами вариант в обычных избах не встречается. Однако у зимних изб есть то преимущество, что они могут пристраиваться к уже имеющемуся дому практически с любого удобного края, а посему Ваша планировка вполне допустима.
Однако, надо понимать, что в этом случае в красном углу только одно окно.
Кроме того, вопрос: зачем добиваться непременно центрального расположения входной двери?
К сожалению как писал выше, в небольшом пространстве сложно предложить новое. Когда стал чертить в масштабе дверь вылезла в середину из за размера печи. Можно дверь перенести на противоположную стену, тогда уменьшается Бабий угол. У меня больше вариантов нет. Исходный Ваш вариант более пригодный. Может есть ещё мысли?
 
По плану мысли, возможно, появятся у кого-то нового. Давайте теперь обсудим предложенный мной функционал и выслушаем предложения по высотным отметкам.
 
Цитата
Владимир Анфимов пишет:
К сожалению как писал выше, в небольшом пространстве сложно предложить новое.
Соглашусь. Предложенная Вами планировка наиболее оптимальна с учётом такого устройства приготовления пищи и обогрева. Печь - "краеугольный камень" данной планировки. Если только от неё отойти, тогда могут появиться новые варианты планировок. Как говорится "надо плясать от печи".

PS: спать на полатях, а тем более на печи добровольно я бы не стал, только от большой нужды. Я знаю что это такое и ничего в этом нет удобного и полезного, чего только стоят "координационные упражнения", когда "вдруг" утром в туалет захочешь. Нигде не встречал в истории упоминаний о том, что знать и богачи в древности спали на полатях. Кровати себе бедняки позволить не могли, а если бы могли, то спали бы на них (как сейчас это и происходит). А на печи спали только дети, старики и больные.
 
Цитата
Андрей Баландин пишет:
спать на полатях, а тем более на печи добровольно я бы не стал, только от большой нужды.
Это всего лишь непривычно для нас нынешних. Однако вполне возможно для современного человека, в отличии от много другого, что приходилось делать нашим предкам. Они-то еще в 17-ом веке спали не на печи или полатях в тёплой избе, а в холодных, неотапливаемых клетях на сене и под шкурами. А немного ранее так спали и высшие сословия, например в башнях-повалушах.
А кроме того, что спать на полатях возможно, для нас важно, где эти самые полати расположены по отношению к остальным функциональным кутам. Наверху. Над. И в одном из вариантов нашей избы мы можем пойти на создание вместо полатей полноценной антресоли, где уже можно и в рост встать, и, при желании, кровать поставить. При этом мы сохраним традиционное взаимное расположение жилых объёмов, что для нас важно.
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
И в одном из вариантов нашей избы мы можем пойти на создание вместо полатей полноценной антресоли, где уже можно и в рост встать, и, при желании, кровать поставить.
Тогда это Ваш вариант №3. Лестницу на антресоль делать из верхнего левого угла к центру (система координат в соответствии с представленными эскизами). Что то надо думать с лестницей на печь ( у нас раньше была маленькая деревянная стремянка, правда это было не очень удобно, т.к. она была крайне неустойчива). Пространство между печью и верхней стеной (блин, так не привычно без осей описывать расположение элементов дома), в которой расположена входная дверь, можно спокойно встроить сан. узел. Антресоль делать до нижнего края печи на всю ширину. Надеюсь понятно выразился.

PS: у "американцев" видел много подобных планировок, только там бревно "длиннее" и нет массивной печи.
 
Ну что ж, вижу, вариант №3 уже пробивает себе дорогу...
А американцы нам не указ.
 
Русский дом и, в частности, изба - сложились постепенно и представляют из себя комплекс построек, объединённых, но не слитых воедино. Такова, к примеру, рублевская Троица - нераздельна и неслиянна. Причём одно приставлялось к другому, а третье входило в состав одной из приставленных частей... Т.о., русский дом - материализованная русская история. Рискну утверждать, что именно возможность, пусть неосознанно, видеть в русском доме и избе их историческую эволюцию - и рождает ощущение смысловой глубины традиционного дома и нашего давнего родства с ним.
Изменено: Дмитрий Соколов - 19.02.2014 12:07:07
 
Я к сожалению, пока не обладаю знаниями о печном отоплении. Может поставить печь меньшего размера? На сайте Кузнецова я видел много вариантов печей меньшего габарита.
 
Два слова о великом и особенном традиционном сооружении-объёме внутри избы - голбце. Прежде я никогда не спускался в голбец жилой избы, теперь наконец довелось.




Голбец - совершенно волшебное сооружение внутри избы и пространство подполья. Вы открываете дверь голбца и оказываетесь в узком уходящем вниз объёме. Тут тепло как в избе и немудрено, - рядом стена печи. Вы спускаетесь по лестнице вниз и вдруг, без всякой видимой границы, - вступаете в область холода подполья... Тепло и холод соседствуют и не смешиваются, как жизнь и вечность.
Изменено: Дмитрий Соколов - 21.02.2014 14:10:17
 
Цитата
...минимальный объём помещения (высота потолка 2,1-2,2 м)...
Объясните, почему такая маленькая высота потолка?
У меня было достаточно много знакомых в Забайкалье (сами понимаете, какие там температуры зимой) - у всех избы(из листвяка) с потолками по 3 - 3.5 м! И никто не жаловался на холод, а наоборот говорили, что делать низкие потолки - это ошибка.

И приводили в пример юрты (там высота как раз чуть больше 3 м), объясняя законами аэродинамики (я тогда ничего не понял...).
Понятно, что сруб - не юрта, но принцип в некоторой степени тот же.
 
Мы обсуждаем разные варианты зимней избы площадью около 25-ти метров. Высоты потолка в ней могут быть разные - от минимальной (2,1 м) до максимальной (под коньком около 4-х метров).
Минимальная высота потолка делалась ради тепла, по этой же причине она может быть и сейчас.
Изменено: Дмитрий Соколов - 25.02.2014 12:32:17
 
Наши общие представления о зимней избе мы воплощаем в конкретные ситуационные проработки.




 
Здравствуйте, все! Прочитал обсуждение этой темы от начала до конца. Осмелюсь присоединиться. И вот моя реакция:
Представляю проект, основанный на данной теме "Зимняя Изба". Проект разработан для конкретного заказчика.
1) 2 минимальных объёма 5х5 в осях бревна: один объём - жилая зимняя изба, второй - сени с лестницей в светёлку+котельная с дровами и углём.
2) Планировка жилой избы:
- справа от входа печь, за ней - санузел+душ, слева-гардероб, сверху полати;
- далее гостиная или полатный кут с лавкой (либо диваном) возле печи, с возможностью подъёма по ней на печь и полати, и просмотра телевизора (?) напротив;
- в красном углу - лавки 40-50см шириной (также это может быть угловой диван) и стол (примерно 90х140см);
- напротив устья печи есть возможность размещения кресла;
- в самом дальнем от входа углу (бабий или печной кут) - кухня, с возможностью пристраивания плиты к русской печи.
3) Верхняя отметка потолка - 3,10-3,20м, что даёт возможность размещения полноценного комфортного спального места, как для взрослого, так и для ребёнка. Попадание туда либо по приставной лестнице, либо, как уже говорилось выше, по лавке на печку и оттуда на полати.
4) Поскольку высота потолка в котельной ниже, чем в избе - 2,30м, а конёк крыши един, над котельной разыгрывается удобное отапливаемое пространство - светёлка. Попадание туда может осуществляться из сеней по лестнице.
5) Отопление избы полноценно может происходить за счёт русской печи, а также за счёт котла (в зависимости от выбора жильцов), который тоже может встраиваться в специальную печь. Отопление светёлки - только за счёт котла.
Проект рассчитан на одного человека, но в данном варианте свободно себя может чувствовать семья с двумя детьми.
Изменено: Егор Садовсков - 28.02.2014 17:16:12
 
Цитата
Егор Садовсков пишет:
Изменено: Егор Садовсков - 28.02.2014 17:19:18
 
Может немного не в тему, но нашёл вот такую информацию: http://ukhtoma.ru/history3_dom.htm
 
Цитата
Егор Садовсков пишет:
Представляю проект, основанный на данной теме "Зимняя Изба". Проект разработан для конкретного заказчика.
По-моему, очень симпатичное предложение. Надо добавить курицу на правую часть продольного фасада. Идея с продолжением ската над крыльцом и логична, и лаконична. Сквозные сени в традиции встречаются, в данном проекте они (вместе со вторым крыльцом) создают доп. пространственные возможности небольшого сооружения. Общий план за счёт двух смещённых площадей из 6-тиметрового бревна - тоже удачный ход, хотя и создаёт определённые трудности с устройством самцово-слежной крыши. Размещение горницы (в описании - светёлка) вполне традиционно и остроумно.
Изменено: Дмитрий Соколов - 05.03.2014 12:13:31
 
Дмитрий Александрович, благодарю за столь развёрнутый комментарий. Все замечания учтём и изменения внесём.
Данная тема и данный проект, на мой взгляд предполагают модульную систему. То есть можно использовать существующие помещения в плане, как модули и таким образом менять их функционал, место положение, а впоследствии, может быть и прибавлять новые. То есть, санузел можно заменить на гардеробную, кладовую или сделать проходную зону. Так же можно поступать и с высотами, разыгрывая антресольный этаж, или только спальное место, или игровую для детей и другое.
Как показал мой опыт, представленное на обсуждение пространство зимней избы, несмотря на минимальные габариты, даёт достаточно много возможностей для создания комфортного современного традиционного жилья.
 
Здравствуйте Дмитрий Соколов и все участники-читатели данного форума очень интересует данная тема, бил и в новом-старом только вот пообщаться не получилось, был только Михаил(если не запамятовал) ознакомился с вашим топором, но не это главное, часовня и вообще все ваши проекты очень красивы, пластичны не знаю как правильно выразиться в общем мне очень понравилось :oops: волей не волей начинаешь примерятся чтоб смог, а чего и нет, крыш таких мы не делали и смогли бы изготовить правильно под вопросом(вернее точно правильно не как, так как на "правильно" нет допусков и тех заданий) а ведь это и есть ключ к восприятию, некой слитности, однородности. Плотник это некий 3дэ принтер который из "круглого" с помощью пилы сделает "ровное" что оказывается тоже не всем дано. Я так понял тема больше адресована проектировщикам, архитектором и вольным художникам коих единицы :( Но вопрос строительства занимал меня с детства, книга,"как построить сельский дом" думаю в рекламе не нуждается :) со временем всё прояснилось и пришел к выводу, что дом построить не сложно, а вот как в нём жить и с кем, тут всё гораздо сложнее...
Старые дома были именно такими не потому что это был некий тренд, или дань моде, а диктовалось насущной необходимостью, двор вед не для красоты строили, да и телят козлят поросят и тд хотелось убрать хотя бы за печь!
6х6 это дом шаговой доступности! В связи с нынешнем стандартом, кстати какие у вас размеры внутри? Строя дачу, из опыта наблюдения пришел к выводу что веранда шириной чуть более метра годится для дивана-книжки и пьяного хозяина в итоги сделал 3 метра оказалось в самый раз! и основной объем нужно делить-зонировать аналогично, то есть печь или классика прижата к стене или посредине между спальнями, но в любом случаи фасадом к "красной линии " чтобы зал, передняя был 5х3,
Модульность? По мне это возможность пристроить рядом ещё 6х6 но тут вашим изыскам как раз и не место :( вед придётся переделывать кровлю или отказаться от двора
 
Вадим, здравствуйте. При размерах в осях бревна 5х5 метров, внутри избы получиться не менее 4,5х4,5 метров.
Пристроить можно ещё одну избу за сенями - такие варианты были в традиции и назывались дом-связью. Двор, насколько я знаю, в таких вариантах не примыкал к избе. Но в данной теме речь идёт именно о разработке минимума для жилья в самых меньших по площади габаритах. Если удастся сделать это, тогда можно и увеличивать площадь, и прибавлять объёмы, и многое другое. И данная изба может стать модулем с последующим прибавлением к ней других модулей-помещений. А также в самой этой минимальной избе можно использовать модули, как отдельные пространства. То о чём я говорил выше.
 
Второй вариант пристройки зимней избы к летнему дому.



План.


Передний фасад.


Разрез.


Правый фасад.


Левый фасад.


Разрез сеней.


Разрез перехода.
Изменено: Дмитрий Соколов - 01.04.2014 20:54:31
 
День добрый! Первое что бросается в глаза на некоторых рисунках - это "автомобильный дизайн" стен с повалами внутрь. Насколько это рационально, не знаю. Но то, что при производстве сложнее - очевидно. Если повалы наружу в архаичной архитектуре, сохранившейся в храмовых постройках, еще можно объяснить с точки зрения пользы - желание вынести свесы кровли подальше от стен, - то повалы внутрь... мне не понятны. Примеры эскимосов и сирийцев с их иглу и мазанками не совсем хороши для срубов, да и иконку в красном углу пристроить - уже придется повозиться. :)

Изменено: Сергей Куликов - 06.04.2014 15:05:32
 
Цитата
Сергей Куликов пишет:
Первое что бросается в глаза на некоторых рисунках - это "автомобильный дизайн" стен с повалами внутрь.
В этом варианте избы - высокий потолок (за 3 метра), так что "повал внутрь" никак не помешает ни повесить кухонный шкаф, ни киот с иконой, который всегда пристраивался под полками-воронцами. К такому решению подталкивает трапециевидный традиционный потолок и то, что стены выше воронцов часто не протёсывались. Т.о. мы утрируем часто встречающееся обычное положение вещей - зрительное сужение площади избы к потолку. А также, делаем шаг в сторону сближения с естественным пещерным пространством, что для нас важно, поскольку мы исповедуем архаико-модерн - стиль, всегда отталкивающийся от фундаментальных архаических образов. А проблему желательных больших свесов кровель мы решаем иначе - с помощью выпусков. Кстати эти значительные выпуска на наш взгляд находятся в эффектной "противофазе" с "повалом внутрь", создавая главную интригу внешнего вида избы.
 
Прочитал всю тему. Забавно! не покидает ощущение того, что проект давным-давно продуман, просчитан и утвержден. А вся дискуссия в-общем для того, чтобы поднять интерес к русской традиции. Но и это очень хорошо.

По поводу проекта. Изначально вопрос поставлен неправильно! Нельзя проектировать пристройку не зная стиля основного строения. Сами по себе разного рода элементы, как повалы, кровля, профиль обреза сруба и др. очень даже не плохи. Но они должны гармонировать с основным домом, составлять с ним единый ансамбль.

По поводу идеи пристройки. Это как раз самое интересное!
Не возможно создать русскую избу без увязки с русским мировоззрением, без увязки с русской традицией семейных отношений. Так вот, что я нарыл...
Как правило, сначала рубился большой дом, основной. И через несколько лет к нему как раз и пристраивалась избушка чуть поменьше, та, что здесь названа зимней. Так вот, название "зимняя" -это уже выдумка современных исследователей, чтобы как то объяснить её присутствие. В других книгах она как раз "летняя". И опять пальцем в небо!
Это избушка имело основное назначение как место супружеских отношений!!! К тому времени, как подрастали первенцы в семье вставал вопрос "Где ...?" И поэтому никаких бабьих кутов в ней не предусматривалось, никаких кухонных функций эта изба не несла, никаких мастерских и складов из неё не делали. По этой же причине на печи лежанки почти не делались. Но главное место - это широкая кровать! Печь несла функцию только отопления, всё варево было всегда в одной центральной избе. Иногда эта малая изба служила изоляцией больного члена семьи. Иногда хозяин просто отдыхал в ней от детского гама.
Иногда в эту избу временно поселяли гостей из родственников, но ненадолго. Когда дети женились, эта изба была временным жильём для молодых. Отсюда и её размеры, рассчитанные на двоих, и только на двоих.
А если здесь идея увеличения потомства, то и обереги в такой избе касающиеся женского начала. Это рога коровы, это ромбы в орнаменте, это пузатые столбы...
Конские головы - это мужские символы, о них как-нибудь потом.
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
Но главное место - это широкая кровать!
Андрей, Вы правы, есть такое помещение в русском доме, но это не зимняя изба, а холодная клеть или горница. Иногда (редко) горница могла отапливаться отдельной печью. Происхождение такой супружеской клети - от кладовых-спален, тоже холодных, в которых проводили ночи супружеские пары неразделённой семьи. Такой семьи, в которой женатые сыновья оставались жить и вести совместное хозяйство со своими родителями.
Цитата
Андрей Переберин пишет:
Сами по себе разного рода элементы, как повалы, кровля, профиль обреза сруба и др. очень даже не плохи. Но они должны гармонировать с основным домом, составлять с ним единый ансамбль.
Дело в том, что нас интересует именно малая тёплая изба, так задана наша тема. Но если она действительно пристраивается к имеющемуся дому, её надо стилистически привязать.
 
Да я не про холодные горницы говорю. А именно про отапливаемые малые избы. С основной большой избой они соединялись сенями, и судя по многочисленным описаниям, печь в них была гораздо меньше. и главное их отличие - это деревянная кровать с бортами, наглухо вделанная в стену.

И ещё... Прежде чем решать какой высоты потолок, надо было обозначить, что отопление по черному. Тогда естественно, высота потолка не менее 3 метров. Судя по проекту, волоконное окно выходит на лицевой фасад под видом окна на фронтоне? Что-то я трубы не вижу.

Сама идея постройки такой избушки мне нравится. Главная её концепция какая? Это построить избу, такую, чтобы у входящего в неё человека пробуждались зовы бессознательной тоски по далёкому прошлому, чтобы у него появлялось неистребимое чувство чего-то родного и близкого, чувство генетической принадлежности к русскому народу. Это возможно только если в самой архитектуре избы будут заложены архетипы бессознательного бесконечно далекого прошлого. Цель - пробудить родовую генетическую память.
Изменено: Андрей Переберин - 08.04.2014 08:37:13
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
Сама идея постройки такой избушки мне нравится. Главная её концепция какая? Это построить избу, такую, чтобы у входящего в неё человека пробуждались зовы бессознательной тоски по далёкому прошлому, чтобы у него появлялось неистребимое чувство чего-то родного и близкого, чувство генетической принадлежности к русскому народу. Это возможно только если в самой архитектуре избы будут заложены архетипы бессознательного бесконечно далекого прошлого. Цель - пробудить родовую генетическую память.
Спасибо Вам за понимание!
 
Общее дополнение: я очень не люблю националистов, т.е. людей, провозглашающих своё самоназвание в противовес людям других национальностей. Я считаю, что надо действительно ощущать себя человеком своего народа, - это даёт силу и меру каждому. Быть русским и быть русским националистом - совершенно разные вещи! Русское деревянное зодчество и традиционное плотницкое дело для меня в первую очередь - способ быть русским в сегодняшнем мире.
Изменено: Дмитрий Соколов - 08.04.2014 12:01:58
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
Русское деревянное зодчество и традиционное плотницкое дело для меня в первую очередь - способ быть русским в сегодняшнем мире.
Дмитрий, а как же, например, буду называться я со своими "кривыми изделиями", которые что-то напоминают из русских народных сказок, что-то полёт моей собственной фантазии. Во многих моих изделиях я стараюсь повторить формы наших предков, совмещая ручной работой в других стилях ??
 
И прекрасно, каждый находит свой путь.
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
И прекрасно, каждый находит свой путь.
Про путь понятно, а про суть - если у меня не везде в плотничестве соблюдаются русские каноны - то я не русский ?? Как-то не совсем понятно...
 
Нет, Алексей, принцип "кто не с нами, тот против нас" в данном случае неуместен. И каноны - хорошо, и творчество - тоже хорошо. Да и каноны - тоже разные бывают. Я говорю о своём пути, он состоит либо в буквальном, либо в творческом следовании традиции. А есть люди, которым не нужно даже задумываться о таких вещах, они сами по себе - воплощение традиции. Но очень многие конечно - просто городские космополиты, безразличные к своим корням. Вот до таких, хотя бы до малого их числа, хорошо бы донести наши мысли и чувства.
Изменено: Дмитрий Соколов - 09.04.2014 11:24:05
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
наши мысли и чувства.
Будем едины в наших порывах....
 
Дмитрий, я много времени потратил на вычисление методов архитектурного планирования, которые применялись в древнерусском зодчестве. Считаю это одним из наиважнейших принципов. Как оказалось, всё просто! Всё основывается на золотом сечении и живом квадрате, и на их сочетаниях. К примеру пропорции окон в памятниках зодчества Русского Севера и Забайкалья совершенно одинаковы, пропорции дверей, пропорции самих домов. Чистых квадратов, типа 6*6 нигде нет. Всюду небольшое искажение прямоугольника, если конечно, обмерщики или реставраторы не выровняли всё под прямой угол. Эти принципы всеобщие, они в природе, они в человеке..., и поэтому с ними можно работать разными методами. Для работы по одному из них нужна всего лишь веревка или шнур и колышки. То же самое можно высчитывать математически, или с помощью мерилы (линейки).
Начал сравнивать с архитектурой древнего мира, античность, древнеиндийскую архитектуру, Ближний Восток, везде тоже самое! По отдельным элементам, конечно, есть различия, но общие пропорции и кривизна углов присутствует везде. Даже деловые центры Нью-Йорка, эти небоскребы, и те, некоторые из них, имеют искаженную геометрию. В Индии, кстати, сохранилось то, что в России давным-давно утеряно, это объекты, несущие чистую идею.
А как вы используете это? Или всё по-правильному? Размеры только по осям, идеальная геометрия, прямые углы... Судя по проекту так оно и есть.

Здесь необходимо понять суть. Народное зодчество 19 -20 века утеряло саму идею тех или иных элементов, люди просто занимались подражательством, копированием, "потому что так делали наши деды"- вот их ответ. А такое подражательство рано или поздно приводит к искажению, элементы иногда начинают нести совершенно другое значение, несмотря на благие пожелания строителей. Так ваш проект тоже имеет такие огрехи.
Где подклет? А самый важный элемент, крыльцо, вообще потерял всё сакральное значение...
 
Совешенно верно, в народной архитектуре нет ни идеально прямых линий, ни правильных плоскостей, ни прямых или одинаковых углов. Мы занимаемся реставрацией и исследованием памятников деревянного зодчества с 1987 года - и применяем свои наработки в современном проектировании и строительстве.
Что касается данного предэскиза, то он делался под конкретного заказчика, исходя не только из наший соображений, но и из - его. Кроме того, предэкиз и проект - это одно, а исполнение - совсем другое.
В данном обсуждении поднята тема зимней избы, именно зимней избы, всего прочего мы касаемся постольку-поскольку.
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
Всё основывается на золотом сечении и живом квадрате, и на их сочетаниях.
Андрей, в своей практике Вы использовали эти правила? Познакомился с трудами академика Черняева А.Ф., как раз о этом его труды. Интересно посмотреть в новоделе как получается применять.
 
Цитата
Цитата
Владимир Анфимов пишет:
Андрей, в своей практике Вы использовали эти правила? Познакомился с трудами академика Черняева А.Ф., как раз о этом его труды. Интересно посмотреть в новоделе как получается применять.
Конечно, знал Черняева, умер он этой зимой, жаль... А также работы Чернова, Шмелева, Шепелева, Жолтовского и прочих, работавших по этой теме.
Да только теория Черняева далеко не всё объясняла, на конкретных объектах деревянного зодчества она не работала. Черняев так и не объяснил, как абсолютно неграмотные плотники, не умевшие даже читать и подписывать договора, работали с математическими пропорциями. Я переписывался с ним как-то, выложил ему свою идею высчитывания пропорций, но он прекратил общение без объяснений. Например, его всемер, с которым он на всех лекциях, имеет всего навсего шкалы длин пальцев руки, и, соответственно, их пропорцию. Отсюда длина всемера могла быть любой, как и современные линейки, смотря с каким объектом работаешь. Теория Черняева абсолютно не работала при высчитывании размеров окон, дверей на сохранившихся памятниках. Общее направление его теории верно, но она не доработана и не приспособлена к реалиям Руси средних веков.
Я не могу выложить всех моих наработок, пока не вышел последний том Ополовниковой Е.А. Мне необходимы чертежи Покровской церкви для окончательной проверки моей теории, и именно эта книга должна была вся посвящена этому храму. Нигде больше их нет!
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
Я не могу выложить всех моих наработок, пока не вышел последний том Ополовниковой Е.А. Мне необходимы чертежи Покровской церкви для окончательной проверки моей теории, и именно эта книга должна была вся посвящена этому храму. Нигде больше их нет!
Очень интересно познакомится с твоими наработками. Здесь на ресурсе есть люди которые лично знакомы с издательством "Ополо". Может кто поможет с книгой Андрею или есть чертежи Покровской церкви.
 
Дмитрий, я слежу за вашей работой ещё со времен ваших публикаций в "Северных просторах" в начале 90-х, храню эти номера. И не сомневаюсь в том, что ваш багаж знаний огромен.
Но вы упускаете главное, саму идею элементов и их привязку к обычаям русского народа, особенно касающихся семейных отношений.
Возьмем, к примеру, коня на крыше на ваших проектах. В современном исполнении это и есть пустое подражательство, которое привело к перевернутой идее. Конь - это символ Солнца, символ Ярилы. В одной из обрядовой песни поется "приди Ярило и оставь бабе ребёнка, а мужику жеребенка" . Само сочетание слов "ребёнок и же-ребёнок", каково, а?
В другой обрядой песни девки на праздник Ярилы пели " а ты возми Ярило из нас любую, и ярь, наяривай!" Т.е. конь - это прежде всего символ мужской сексуальной силы. Не сомневаюсь, что девки прославили и конский хрен, но пока мне не попались такие песни. Сами слова Арий, Ярый подразумевают мужика, способного удовлетворить любую бабу и любое количество баб. Так в дохристианской Руси и было многоженство! До 30 только жен, не считая левых.

Так и что же мы видим на коньке? Мы видим коня, с угрюмо повешенной головой, как будто его ведут на скотобойню. Или другое значение вашего коня, что и у мужика в этом доме стрелка между ног висит на пол-шестого, как и голова коня. Не сомневаюсь, что русские девки прошедших веков, увидев такого коня обязательно прославили бы хозяина в частушке.
Я понимаю, что такого коня вырезать проще. Пойдет любое толстое бревно. А раньше, разве было проще искать в лесу на косогоре подходящее дерево, откапывать его, вытесывать и конями тащить в деревню, потом ещё и корячится поднимать его на самый верх? Но мужики искали, рубили топорами и корячились, но любой ценой на крыше должен быть конь с высоко задранной головой!!!

Если копануть дальше, то станет понятным почему и деревянные кровати украшались в изголовье стилизованными конями. Почему такие кони на печных столбах, в опорах лавок и прочих местах. Само слово "койка" происходит от конка, конник, здесь же и шконка.
Изменено: Андрей Переберин - 10.04.2014 08:12:38
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
конь с высоко задранной головой!!!
Это типа вот так - стоит ровно на двенадцать !!!
 
Андрей, согласен с Вами, хотя замечу, что любой символ в Традиции многозначен. Вообще Традиция, в отличие от любой мировой религии, - всеобъемлюща, позволяет уживаться разным пониманиям и толкованиям. Важно, что конкретно вкладывает мастер в своё творение. Но, повторюсь, Ваше толкование верно, мы его всегда подразумевали, и оно нас вдохновляло также, как Вас. Дом, в нашем понимании, храм продолжения Рода.
 
Цитата
Алексей Торопов пишет:
Это типа вот так - стоит ровно на двенадцать !!!
Банька хороша! Ну а что же потоки-то не сделали?
Здесь работает совершенно другой символ, символ коровьих рогов. Это тоже важно. Но его значение - рога небесного изобилия, изливающие небесную влагу или небесное молоко. Сначала на крыши и вешали черепа коров или просто рога. Иногда в дело шли рога лосей или оленей, как намек на созвездие Лося, сейчас это Большая Медведица. История их появления не менее 9 тыс лет. В Индии со времен арийского нашествия и до сего времени они ставятся на крышах. Они обязательно должны быть в паре со стилизованными изображениями капель. Так на косяке двери с обеих сторон русские плотники вырезали так называемые "серьги", вырезали капли и на консолях. Причелины тоже отсюда, из идеи небесных вод, имели орнамент волны. Все это были символами достатка и изобилия в доме. А уже как мастер выразит эту идею, дело его, полная свобода для фантазии и творчества.
 
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
Андрей, согласен с Вами, хотя замечу, что любой символ в Традиции многозначен. Вообще Традиция, в отличие от любой мировой религии, - всеобъемлюща, позволяет уживаться разным пониманиям и толкованиям. Важно, что конкретно вкладывает мастер в своё творение. Но, повторюсь, Ваше толкование верно, мы его всегда подразумевали, и оно нас вдохновляло также, как Вас. Дом, в нашем понимании, храм продолжения Рода.
Иногда понимание или влияние символа на других людей отличается от первоначального замысла мастера. Есть некие архетипы бессознательного, их немного. и они всеобщие. Любая работа становится объектом искусства, если она будит эти самые архетипы. И самое важное, что мастер не должен забывать, какие образы будут возникать у других людей? Эти образы могут даже миновать логику, миновать рассудок, мышление, но каким то путем они становятся вехами или ориентирами при выборе пути жизни, выборе стиля жизни, выборе супруга, выборе работы или места жизни.
Я уже давно пришел к выводу, что русскую традицию умерщвляют именно за это, подсовывая и прививая лживые архетипы.
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:

Эти образы могут даже миновать логику, миновать рассудок, мышление, но каким то путем они становятся вехами или ориентирами при выборе пути жизни, выборе стиля жизни, выборе супруга, выборе работы или места жизни.
Это уже высший пилотаж...

Скажите, а есть ли какие-нибудь литературные, исторические или другие источники, посвящённые исследованиям в этом направлении?
Консерватор
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
Ну а что же потоки-то не сделали?
Уже сделаны, на тот момент их не было
 
Цитата
Валерий Самович пишет:
Скажите, а есть ли какие-нибудь литературные, исторические или другие источники, посвящённые исследованиям в этом направлении?
Прямых пособий и учебников на эту тему нет и не может быть, по крайней мере в свободном доступе.
"Знаки и символы правят миром. а не слово и закон" Конфуций
Приходится лопатить кучу литературы по самым разным сферам. По психологии, по истории, по фольклору, по психоанализу и много чего ещё... Одновременно работать с книгами по деревянному зодчеству, архитектуре. Поэтому процесс идет медленно. К тому же инет весь загажен работами студентов-недоучков. Набрал десятки книг печатных, сотни в электронном виде.
Из того, что я имею, основная книга - "Алтарь, Ступа, Храм". Я её из Израиля выписывал. Она помогла увязать разрозненные фрагменты в единое целое. Сам принцип архетипов хорошо показан в работах Канта, Ланкур-Лаферьер.
У меня по практической части рубки получился некий застой, но стараюсь двигаться по теории. Буквально вчера получил ещё одну ценную книгу "Русское народное зодчество в Восточной Сибири" за 1953 год. Весьма интересна!
Что интересно, начал совсем по-другому смотреть на современную архитектуру. С первого взгляда видно, какой замысел архитектора, больно видеть, что почти все дома мертвые. Да, симпатичные, на первый взгляд приятные, но не несут в себе никакой живой идеи. Очень часто несоответствие стилей, деталей, отделки. Многое ещё не понял, копаю...
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
К тому же инет весь загажен работами студентов-недоучков.
В каких именно работах это выражается ?
 
Цитата
Андрей Переберин пишет:
Очень часто несоответствие стилей, деталей, отделки.
Вот это точно - налепят так, что хоть глаза закрывай !!! Как в таких неудобьях вообще жить можно !!!
 
Как вы считаете, вписывается ли мебель подобного стиля в концепцию русского дома, в его образ?
 
Цитата
Евгений Малинкин пишет:
Как вы считаете, вписывается ли мебель подобного стиля в концепцию русского дома, в его образ?
Думаю, вполне допустимо. Хотя деревенские кровати конца 19 в. были всё же столярного дела.
 
Хотя элементы массивны, сами соединения выполняются специальным инструментом со столярной точностью.
Цитата
Дмитрий Соколов пишет:
Цитата
Евгений Малинкин пишет:
Как вы считаете, вписывается ли мебель подобного стиля в концепцию русского дома, в его образ?
Думаю, вполне допустимо. Хотя деревенские кровати конца 19 в. были всё же столярного дела.
 
По поводу интерьерных решений.
Можно в одном доме решать разные помещения - по-разному: способ совмещения стилей.
 
А я бы себе с подклетом хотел ... что за изба то без подклета
 
Извиняюсь за вопрос, а как крепились причелины без гвоздей?
Если без охлупня, то понятно.
А если присутствует конек и причелины ниже теса? Просто деревянными "гвоздями" или по другому?
 
Было много способов
 
Спасибо, Владимир!!!
 
Цитата
Владимир Сургучев пишет:
Было много способов
Володя - можно покрупнее фото строения ???
 
Цитата
Евгений Малинкин пишет:
мебель подобного стиля
Женя - только ли на клину держатся все соединения ??
Изменено: Алексей Торопов - 20.07.2014 00:22:30 (Орфогр.)
 
Целиком нет строения. Фоткал исключительно ради деревянных гвоздей.
В России, кстати, больше любили потайные соединения. Неразъемные.
 
Здесь под коньком тоже на гвозди? Или заклинивается и своим весом держится?

Изменено: Константин Старцев - 20.07.2014 14:43:01
 
Пофилософствую. Как я понимаю это задание Дмитрия Александровича. На слёте Дмитрий Александрович говорил, что главнейшая задача - это создать Матрицу Русского дома. Но мой взгляд, что это? В разных культурах есть свой стиль ( своя матрица), при виде которой мы сразу понимаем откуда пришел нам этот Образ. К примеру, покажи людям картинку азиатского дома и все поймут, что это дом Китайский, покажи из лафета с определенными элементами и все поймут, что это Норвежский дом, так же Канадский, Финский и.т.д. И не важно какой национальности плотник, конечный продукт будет называться Канадским,Норвежским или Немецким домом. Теперь вопрос. Что называть Русским домом???? И есть огромный пласт культуры у нас. Да, он может не вписывается в современное время. Но взять старую Матрицу и вдохнуть в её Новое - это и будет огромный вклад Всех. И не обязательно кто ты, плотник или просто созидатель или гость этого сайта. Эта матрица рождается народом, что есть внутри каждого. Можно сказать так. Новое, Старое!
 
А где будет сруб рубится ? Уже решили ?
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)